Ольга де Корт, 8 октября 2015 г.
Екатеринбург, столица Урала, расположен на невидимой, но исторически условленной границе между Европой и Азией, и эти геополитические декорации как нельзя лучше подходят для проведения Евразийского международного музыкального фестиваля. Средиземноморская тема текущего фестиваля акцентирует внимание на диалоге и единстве целей, мечтаний и надежд, несмотря на различие культур – или даже благодаря оному.
Открытие Третьего Евразийского фестиваля стало также вечером трёх премьер. Впервые русская публика могла услышать полную версию симфонической поэмы «Психея» (Psyche, 1888) Сезара Франка (1822-1890). Эту дидактическую историю о слишком любопытной Психее из «Метаморфоз» (The Metamorphoses) Апулея Франк превратил в чувственную поэму об общечеловеческих ценностях и переживаниях: любви, горести и прощении, в идиллическом окружении райских кущ. Иллюстративная, высоко романтичная музыка в лучших традициях французских композиторов явила иного Франка тем, для кого он был только органистом, церковным композитором и Серафическим отцом (Pater Seraphicus). Оркестр и хор под управлением дирижёра Дмитрия Лисса создали умиротворённую и радостную атмосферу, полную идиллического пения птиц, сладких грез и «невидимых лир». Нежное оркестровое звучание поддерживали скрипки, выровненные и сбалансированные, эмоционально напряжённые виолончели, чистое и аккуратное соло деревянных духовых. Звуки симфонической поэмы Франка словно парили мягко на крыльях Зефиров – тех самых, что принесли Психею в сад Эроса. В части под названием «Страдание и жалобы Психеи» хор мягко слился со струнными, исполняя поэму на хорошо поставленном французском. К сожалению, «небесное» переживание публики было испорчено чьим-то нетерпеливым звонком, абсолютно земным телефоном как раз перед ликующим выступлением хора в финале. Увы, Психея торжествующая и её вечные любовные мечты не смогли противостоять прозе жизни наших дней.
Умиротворение было восстановлено мечтаниями Антона Батагова, пианиста и композитора, который представил мировую премьеру своего сочинения для оркестра и фортепиано «Я вижу твой сон, ты видишь мой сон» (I see your dream, You see my dream). В этом произведении, как и в программном тексте, Батагов концентрируется на сходстве более чем на различиях: «Люди встречаются, чтобы отражаться друг в друге, чтобы идти вместе одним путём, чтобы видеть одни и те же сны, не отделяя свои мечты от реальности». Чтобы музыкально выразить эту идею, он создаёт всеобъемлющее поле оркестрового звучания, интенсивное, проникновенное, из самых глубин нарастающее звуковое облако. Начиная лишь с одного аккорда в исполнении фортепиано и двух расположенных по центру арф, Батагов выстроил целый мир живой, дышащей, взаимодействующей и коммуникативной музыки, куда каждый инструмент и каждый музыкант привносил свой личный тон, ритм, сердцебиение во имя чистого и уравновешенного творчества.
Ещё одна премьера, на этот раз европейская – это «Остров, полный шумов» (The Isle is Full of Noises) греческо-канадского композитора Христоса Хациса. Это сочинение, вполне шекспировское по драматическому накалу и тематическому замыслу, два года назад заказал автору Монреальский симфонический оркестр. Вдохновлённый «Бурей» (The Tempest) Шекспира – особенно знаменитыми отрывками о том, что
…остров полон шумов
И звуков, нежных, радостных, невнятных
Порой. Сотни громких инструментов
Доносятся до слуха…
Хацис по-своему воплотил в музыке демиургический Рай и Сотворение мира.
Вопреки названию, «Остров…» полон не только шумами, но также музыкальными метафорами, узнаваемыми реминисценциями и стилистическими отсылками к музыке Скрябина, Дебюсси, Малера, Сибелиуса и Мендельсона. Трансформации звука, значимые партии деревянных духовых и уверенное соло тромбона в сочетании с красивыми мелодиями широкого дыхания – всё это заставляет слушателя переживать современную композицию как волнующий, но вполне достижимый опыт. Это произведение идеально вписалось в общую программу первой концертной программы фестиваля, собрав воедино все особенности, звуки, тембры, мелодии и гармонии всех стилей и периодов и смешав их в плавильном котле общекультурных, музыкальных и философских традиций.
Первый вечер Евразийского фестиваля без промедлений растворил все невидимые символические границы, которые мешают нам погрузиться в мечту. Мечты с их возможностью стать реальностью. Мечты, лежащие в основе действительности. Мечты о творении и Рае – неважно, созданного на небесах или руками человека на земле.
Источник: https://bachtrack.com/review-eurasia-franck-batagov-hatzis-october-2015