Метаморфозы итальянской музыки в Екатеринбурге

Ольга де Корт, 10 октября 2015

Горячо ожидаемый концерт Национального оркестра радио и телевидения Италии во второй день Евразийского фестиваля привлёк немало внимания благодаря возможности ознакомиться с музыкальным пейзажем Италии последнего столетия. Не совсем доходя до ретроспективы, программа акцентирует внимание на трёх композиторах и выявляет два пласта, две особенности, что характеризовали итальянскую музыку и её развитие в контексте общих тенденций европейской культуры до и после Второй мировой войны.

Признанные знатоки современной авангардной музыки, исполнители Национального оркестра радио и телевидения Италии отложили инновационные сочинения, переворачивающие Землю, ради красочного, поражающего воображение мира Отторино Респиги (1879-1936). С первым снегом, покрывшим улицы Екатеринбурга, «Триптих Боттичелли» (Trittico Botticelliano, 1927) подарил столь желанный всем глоток свежего воздуха. Вдохновлённый знаменитыми полотнами Боттичелли «Весна», «Поклонение волхвов» и «Рождение Венеры», итальянский ученик Н.А. Римского-Корсакова сумел найти в оркестре те же краски, что и художник на своей палитре – прозрачные, светлые, ясные. Всего за мгновение струнные инструменты наполнили концертный зал бодрым гомоном перекликающихся птиц, что возвещал о пробуждении весны. Пасторальное «Поклонение» добавило происходящему мистического колорита, созданного небесным звучанием челесты и арфы и вариациями на грегорианское песнопение Veni, veni Emanuel. Краски третьей части триптиха ожили в тонко и нежно плывущих музыкальных линиях, которые были очерчены деликатными и чистыми движениями рук Марко Ангиуса. С той же ясностью итальянский дирижёр раскрыл внутреннее строение и пульсацию «Грегорианского концерта» (Gregorian Concerto, 1921) Респиги. Как настоящий приор, он руководил своими «певчими» в этом впечатляющем музыкальном «соборе», полном лучей света, хоралов и пасхальной секвенции Victimae paschali.

Чешский скрипач Йозеф Шпачек, финалист Международного конкурса королевы Елизаветы в 2012 году, легко нашёл свой подход к интерпретации этого концерта. Богато, ярко и грациозно звучащий инструмент в его исполнении как нельзя лучше подошёл утончённому Респиги. Как виртуозность, так и выразительность Шпачека были убедительны: он продемонстрировал вкус к фразировке, внимание к деталям и непоколебимую концентрацию. Последнее более чем необходимо в Екатеринбурге, где публика, судя по всему, отказывается отключать мобильные телефоны. Один из девайсов прозвенел во время пассажей Шпачека соло. К счастью, этого не произошло во время его выхода на бис – соло из Сонаты для скрипки Прокофьева, op. 115.

Идиллический настрой публики был потревожен после перерыва, когда оркестр RAI на восемь лет вперёд приблизился к современности. Не каждый был подготовлен к такому путешествию во времени с «последовательным постмодернистом» Фаусто Ромителли (1963-2004). Его Dead City Radio (2003) демонстрирует разрушительное и гипнотическое влияние радио на сознание и душевное состояние его слушателей. Итальянский композитор смешивает звуки смело, свободно, ищет синтез звуков, бунтующих, острых, грохочущих, диссонантных, конфликтующих и борющихся друг с другом. Эту невероятную интересную композицию публика, к сожалению, не ожидала. И крайне сдержанные аплодисменты были скорее вежливыми, чем искренними.

После первого шока совершенно по-другому было встречено сочинение 65-летней давности – «Композиция №1» (1949) Бруно Мадерна (1920-1973), наконец-то впервые исполненное в России. Наверняка, будь «Композиция» представлена в своё время, она произвела бы то же впечатление, что и Dead City Radio несколько минут назад. Но после Ромителли додекафонные эксперименты Мадерны не возымели эффекта и прозвучали весьма устарело. Структурная экспансия серии из десяти звуков, их тематическое развитие и то, что самим композитором было названо «метаморфозами» в виде интеграции, синтеза, дезинтеграции и дисперсии, сейчас воспринимается как классическая работа, где оригинальные новаторские приёмы видоизменены в общественно приемлемой, умеренной и солидной конструкции. Стоило чуть переставить номера программы – и Мадерна стал бы подготовительным этапом для Ромителли, заслужив больше признания для обоих композиторов.

Все возможные негативные эмоции и комментарии оркестр RAI умело смягчил, выбрав для исполнения на бис лирическое Интермеццо из оперы Масканьи «Сельская честь» (Cavalleria Rusticana). Для каждого уха это сочинение прозвучало – буквально и фигурально – как Музыка, и позволило мирно завершить этот во всех отношениях незабываемый музыкальный вечер Италии.

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 You can leave a response, or trackback.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>