Исследуя «Невидимые земли» Антона Батагова

Ольга де Корт, 11 октября 2015 г.

Русский пианист и композитор Антон Батагов – один из тех музыкантов, которые предпочитают общаться со слушателями не только за инструментом, но и перед ним. Ему не страшно взять микрофон и обратиться к публике. Он сам пишет аннотации к своим программам, вовлекая публику в свой мир, доверяет ей свои мысли, делится жизненным опытом.

После двенадцати лет работы в студии, бывший призёр Международного конкурса им. П.И. Чайковского 1986 года, художественный руководитель фестиваля современной музыки «Альтернатива» (1989-1996) играет именно то, что ему действительно нравится. Его программы концептуальны, в них нет случайных или только любимых произведений публики. Репетиции Третьего Евразийского фестиваля поощрили музыканта открывать новое звучание невидимых миров, таящихся за нотными знаками. В цикле «Двенадцать прелюдий» из первой тетради Дебюсси Батагов с удовольствием использует возможность и играет с широким набором интригующих образов: пейзажей, звуков, запахов, цветов и воспоминаний. Красочные, безукоризненные технически и динамически, дышащие, чётко артикулированные – в этих прелюдиях для пианиста не осталось никаких тайн. За несколько минут он создал в зале доверительную атмосферу и полностью завладел вниманием слушателей. Пока не зазвонил телефон. На любом концерте фестиваля публику просят отключать мобильные телефоны, но каждый вечер пара-тройка слушателей остаётся глухой к этим просьбам. В этот раз мобильный телефон зазвонил во время «Прерванной серенады». Пожалуй, никогда ещё название этой прелюдии Дебюсси не было трактовано так буквально.

Во время введения к своему фортепианному циклу «Невидимые земли», Антон Батагов настроил каждого слушать непредвзято, подключая весь свой кругозор. В своей постминималистической сюите он не претендовал на открытие новых миров –  только собирался послушать уже существующие. Поэтому ему потребовалось значительно меньше нот, чем Дебюсси. Выстроенные на колокольном звучании и его динамическом разнообразии, «Невидимые земли» явили четыре восхитительных звуковых пейзажа, где каждый тон живо существовал сразу в трёх измерениях, способный формировать новую гармонию либо ритмический паттерн. Далёкое эхо колоколов, постепенно раскачивающийся, нарастая лучезарными волнами, глубокий, мирный и всеобъемлющий благовест манил в новые земли, обещая ещё немало звуковых открытий. Внезапная тишина оглушила, открывая множество дальнейших возможностей. Каждый должен был решить для себя, достиг ли его слуха и понимания зов невидимых земель.

источник: https://bachtrack.com/review-debussy-batagov-ekaterinburg-october-2015

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 You can leave a response, or trackback.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>