Екатеринбург: новая культурная столица России

Галина Столярова

Среднестатистический человек на вопрос, что приходит ему на ум, когда он думает о Екатеринбурге, вероятно, ответил бы, что Екатеринбург – сильно загрязненный промышленный город и место расстрела царской семьи Романовых.

Но реальность существенно отличается от этого утверждения. Этот уральский город зарекомендовал себя в качестве культурного и художественного центра, мероприятия которого в области музыки и искусств могли бы вызвать зависть у организаторов подобных программ в Москве и Санкт-Петербурге.

//Музыкальный фестиваль «Евразия»

Третий Международный музыкальный фестиваль «Евразия», состоявшийся в октябре, проводимый с 2011 года как способ изучения музыкального взаимовлияния Востока и Запада. В этом смысле Екатеринбург, учитывая расположение города на условной границе между Европой и Азией, образует природную нишу между двумя цивилизациями. Проведенный всего лишь трижды фестиваль превратился в культурное мероприятие, которое раздвигает культурные границы и придает новый мощный смысл слову «диалог».

В этот раз на мероприятии было представлено редкое для взора российского зрителя творчество: выступления членов суфийского ордена «Аль-Тарика Аль-Газулия» (Египет); сольный концерт французского пианиста Люки Дебарга, который произвел сенсацию на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в 2015 году; концерт европейского ансамбля старинной музыки L’Arpeggiata, который творчески сочетает традиционные средиземноморские мелодии и джазовые импровизации. Музыкальная панорама фестиваля охватывает два континента и искусно соединяет века благодаря произведениям Бетховена, Бартока, Лигети, новаторского японского композитора Тосио Хосокавы и современного российского композитора Антона Батагова.

Благодаря своему разнообразию, концерты фестиваля создают жизненно важное ощущение единства аудитории и многонационального исполнительского состава. В этом контексте Евразия уже не только географический регион – это культурное сообщество, к которому в равной степени принадлежат как исполнители, так и слушатели. Члены суфийского ордена, гипнотическое выступление которых состоялось в Свердловской филармонии 10 октября, не являются профессиональными музыкантами. Ансамбль состоит из рабочих, врачей и писателей, а концерт в Екатеринбурге – их второе публичное выступление перед светской аудиторией (первое состоялась на Зальцбургском фестивале в июле 2014 года). Во второй половине концерта многие слушатели обнаружили, что неосознанно кивают головой в такт музыки, исполняемой на сцене, подчеркивая тем самым ее духовную силу.

Фестиваль был богат на новые произведения. Он был открыт 6 октября мировой премьерой — специально заказанным Антону Батагову сочинением «Я вижу твой сон, ты видишь мой сон» (“I See Your Dream, You See My Dream”). Произведения Тосио Хосокавы были впервые представлены в России на Фестивале. «То, что мы видим на этом фестивале, выходит далеко за пределы диалога стилей или эпох. Это скорее диалог между различными мирами», – заявила Екатерина Бирюкова, шеф-редактор раздела «Академическая музыка» журнала Colta.ru, посвященного культуре.

//Многополярная культура

По словам Гюляры Садых-заде, программного директора фестиваля, Екатеринбург стремится заслужить репутацию столицы Уральского региона и это стремление является общим как для жителей, так и для властей города. «Это означает, что город устанавливает взаимоотношения с внешним миром напрямую, минуя Москву. С точки зрения деловой жизни Екатеринбург уже имеет репутацию респектабельного российского города, в котором традиционно проводится престижная ежегодная промышленная выставка «ИННОПРОМ». Каждый международный фестиваль в сфере искусства дает городу шанс начать духовный диалог с миром – то, в чем город очень нуждается».

Важно отметить, что это видение разделяет деловое сообщество города. По словам Андрея Бриля, председателя совета директоров холдинга «Корин ИТ и менеджмент» и полномочного представителя Гильдии управляющих и девелоперов в Екатеринбурге и Свердловской области, великолепный широко гастролирующий Уральский академический филармонический оркестр города Екатеринбурга – самостоятельный культурный бренд, и проведение международных музыкальных фестивалей способствует его продвижению.

«Мы очень гордимся этим оркестром, – говорит Бриль. – Важным вопросом, с которым Екатеринбург сталкивается в наши дни, является его общественная репутация. Настало время Екатеринбургу отойти от образа «цареубийцы» и развивать культурное направление, которое намного больше соответствует его текущим достижениям, а также делать упор на исторические события, которыми мы можем гордиться. Филармонический оркестр выступает блестяще и с большим энтузиазмом. От его выступлений создается ощущение выдающейся спортивной команды, которая играет в лиге чемпионов».

Обеспечение финансирования фестиваля со значительной международной составляющей – сложная задача, особенно в условиях резкого падения курса рубля. «Нам пришлось сократить первоначальную программу фестиваля вследствие финансовых ограничений. Например, наряду с выступлением итальянского оркестра RAI, мы планировали выступление польского симфонического оркестра, базирующегося в Варшаве, и лионского симфонического оркестра, – сообщает Садых-заде. – Помогает то, что ансамбли готовы оказать содействие в поиске решений. Например, Гонконгский молодежный симфонический оркестр и члены суфийского ордена приняли участие в фестивале за счет собственных средств, а итальянскому оркестру RAI удалось связать выступление в Екатеринбурге с выступлениями в Москве и Санкт-Петербурге, что помогло снизить расходы».

//Многоотраслевое финансирование

Несмотря на финансовые препятствия, Александр Колотурский, директор Свердловской филармонии, вынашивает план реализации следующего амбициозного проекта для Филармонии: открытие совершенно нового современного концертного зала. Концертный зал Свердловской филармонии рассчитан приблизительно на 600 мест, а оркестр собирает аншлаг круглый год. Во время фестиваля спрос на билеты значительно возрастает, в связи с чем не все желающие могут посетить выступления оркестра. Согласно оценкам, стоимость строительства новой современной концертной площадки составит около 2,6 млрд рублей.

Важно отметить, что Филармония не планирует обращаться к российскому правительству за финансовой помощью. «Мы рассматриваем этот проект как совместную инициативу и решили начать с себя», – заявляет А. Колотурский. Таким образом, прежде чем развертывать масштабную кампанию, направленную на получение финансирования, руководство, сотрудники и музыканты Филармонии начали делать пожертвования сами. Благодаря их усилиям, уже собрано около 800 000 рублей.

«Для процветания культуры важное значение имеет инфраструктура, – говорит Садых-заде. – Культура никогда не будет распространяться более равномерно по стране, если отсутствует соответствующая инфраструктура».

За годы работы Свердловская филармония собрала преданную публику, о которой многие залы классической музыки могут только мечтать: пытливую, восприимчивую, сопереживающую и полную энтузиазма. После каждого концерта фестиваля «Евразия» основной вестибюль заполнялся слушателями, стоявшими в очереди, чтобы поблагодарить солистов, которые всегда выходят на встречу с аудиторией – одно из традиционных мероприятий фестиваля. Публика, которая приходит, чтобы слушать и учиться, достойна восхищения, как и сам Фестиваль.

Источник: http://www.themoscowtimes.com/arts_n_ideas/article/yekaterinburg-russias-next-capital-of-culture/539796.html

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 You can leave a response, or trackback.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>