О фестивале-2015

КОНЦЕПЦИЯ И ПРОГРАММА
III МЕЖДУНАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ «ЕВРАЗИЯ»

В третий раз в Екатеринбурге пройдет крупнейший в регионе международный музыкальный фестиваль «Евразия», инициированный и организованный Свердловской государственной академической филармонией. События его развернутся с 6 по 16 октября 2015 года на сцене Большого концертного зала Филармонии; на открытии и закрытии фестиваля выступит Уральский академический филармонический оркестр (УАФО) под управлением главного дирижера и художественного руководителя оркестра и фестиваля Дмитрия Лисса.
Создание столь мощной культурной институции, как фестиваль «Евразия» в столице Урала, отнюдь не случайно. Скорее, это закономерность, продиктованная удачным геополитическим положением Екатеринбурга — города, стоящего на незримой, но весьма значимой в культурном смысле границе Азии и Европы. Именно локус Екатеринбурга, где стягиваются в пучок силовых линий культурные влияния, идущие с Востока и с Запада, определил концепт фестиваля, главной задачей которого стало выстраивание межкультурного, цивилизационного диалога, выявление глубинного сродства разных языков культуры. Изучение и репрезентация в фестивальном пространстве многообразных культурных и музыкальных связей Востока и Запада — в этом и пафос, и миссия фестиваля.

Lauso la mare e tente’n terro
«Восхвали море и оставайся на суше»

Antonio_Millo_Bacino_del_MediterraneoPaul_Klee_Omphalo-centrischer_Vortrag_72dpi_01

В этом году фестивальная программа сфокусирована на богатейшей музыкальной культуре Средиземноморья; и не стоит удивляться тому, что на далеком Урале, стоящем на пересечении путей из России и Европы — в Китай и Японию, вдруг возникла эта тема. Именно на просторах Средиземноморья, начиная с древнейших времен, мы находим самые яркие и плодоносные примеры диалога культур. Средиземноморье как уникальный цивилизационный конструкт, объединяющий сушу и море, географию и политику, народы и языки, стало порождающей моделью для множества локальных культур, объединенных единым мировидением и мироощущением
Mediterranea — таков девиз Третьего фестиваля «Евразия». В этом слове слились отзвуки древних религий и цивилизаций, зародившиеся в регионе тысячелетия назад. Общепринятый эпитет для бассейна Средиземного моря — «колыбель цивилизаций». И это очень точное определение. Теплое, «срединное» море, составленное из множества мелких морей, испещренных островами, рассеченных полуостровами, с прихотливыми линиями берегов; море, историю которого невозможно отграничить от мира суши, как глину невозможно оторвать от рук мастера, придающего ей форму. Море, которое сегодня обступают десятки стран, в древности питало, согревало и пестовало древнеегипетскую и античную цивилизации; из толщи античной культуры, из аристотелевой логики, из дихотомии дионисийского и аполлонического начал произросла современная европейская цивилизация, сформировались основные паттерны европейской культуры.
Неподалеку, на Аравийском полуострове возникли три основных монотеистических религии: иудейская, христианская и мусульманская. В Междуречье, между Тигром и Евфратом (на месте нынешнего Ирака) возникло великое государство Месопотамия и древняя цивилизация шумеров.
Но и в наши дни понятие «культура Средиземноморья» дает немало пищи для ума и воображения. Это понятие включает в себя средиземноморскую кухню и средиземноморскую музыку, в самых разных ее национальных изводах. И средиземноморский образ жизни — этот особенный, неистребимый дух жизнелюбия, здорового гедонизма и радости, который неотделим от понятия «Средиземноморье» так же, как неотделимы от него жаркое солнце, синева моря и неба, желтые пески пляжей и зеленая ветвь оливы.
Средиземноморье стало тиглем, сплавившим в нерасторжимое целое узоры арабской музыки и балканские народные напевы, в которых так ясно проступают турецкие музыкальные влияния. В архаичных провансальских мотивах навечно запечатлены отголоски мавританской мелодики, а в бойких тарантеллах и меланхолических сицилианах слышны отголоски далеких крестовых походов. Богатство и разнообразие средиземноморского мелоса стало питательной средой для очень многих итальянских, французских, испанских, греческих композиторов. В музыке Дебюсси и Равеля, в симфонических роскошествах Отторино Респиги мы ощущаем все тот же вольный, жизнелюбивый средиземноморский дух.

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ МОЗАИКА СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

Лучшей музыкальной иллюстрацией средиземноморского дискурса станут народные напевы Испании, Португалии, Италии, Греции, Турции, любовно подобранные в цветистый музыкальный букет Кристиной Плухар, руководительницей знаменитого ансамбля «Арпеджиата» (L’Arpeggiata). Ансамбль выступит с программой, точно совпадающей по названию с motto фестиваля «Mediterranea». Единую композицию с концертом «Арпеджиаты» составит выступление суфийского ансамбля из Каира Al-Tariqa Al-Gazoulia. В аутентичном исполнении прозвучат древнейшие арабские религиозные гимны и ритмические восхваления Аллаха. Впрочем, ансамбль споет не только религиозные песнопения, но исполнит арабские нубы — жанр светской вокально-инструментальной музыки, выдержанный в так называемом «стиле Андалуси», который сложился во времена мавританского владычества, и до сих пор распространен в южной арабо-африканской части Средиземноморья: в Тунисе, Марокко, Алжире и Египте.

Матисс Марокканец Амидо LRO7FRI8B_23BSJ$X23

Два этих концерта объединены в афише фестиваля в едином проекте world music «От Леванта до Магриба»: так называли, и поныне называют страны иудео-мусульманского мира, обступающее море с неевропейской стороны: страны Леванта (страны Восходящего солнца) — Сирия, Ливан, Израиль, Иордания, Палестина, Египет, Турция. Страны Магриба (страны Заходящего солнца) — Тунис, Марокко, Ирак, Алжир, Ливия, Марвитания, то есть арабские страны, расположенные в Северной Африке.
Таким образом, специальный фестивальный проект «От Леванта до Магриба» в сжатом виде представит этническую музыку Средиземноморского бассейна, с обеих сторон: европейской и неевропейской.

СИМФОНИЧЕСКИЙ МЕЙНСТРИМ

Лев, играющий на скрипке

Экзотический сюжет внутри фестиваля, однако же, не более, чем колоритный эпизод, отдающий дань внимания популярному направлению World Music. Мейнстрим фестивальной программы — это, конечно же, симфоническая музыка.
По традиции фестиваль откроется концертом Уральского академического филармонического оркестра под управлением художественного руководителя фестиваля Дмитрия Лисса. Два концерта УАФО — на открытии, 6 октября и на закрытии, 16 октября — очертят временнЫе рамки десятидневного музыкального марафона, метафорически уподобившись «Геркулесовым столпам», мощным музыкальным опорам, на которых будет покоиться фестивальная программа.
Две премьеры — мировая и российская — прозвучат в симфонических концертах УАФО. И это — тоже традиция: каждый раз фестиваль заказывает новые сочинения двум композиторам, из России и Азии, тем самым исполняя свою культуртрегерскую функцию, сообщая композиторам новые импульсы к творчеству и расширяя репертуар оркестра. В этом году на открытии прозвучит новое сочинение московского композитора и пианиста Антона Батагова “I See Your Dream, You See my Dream” («Я вижу твой сон, ты видишь мой сон») для большого симфонического оркестра и солирующего фортепиано, за роялем — автор.
Светлая медитативность минималистического опуса располагает к задумчивому созерцанию с первых же звуков — долго тянущейся педали. Транспарентность, хрупкость звукового вещества, разреженная оркестровая фактура, тихие щипки струнных и арпеджиато арф, переливчатость тона — будто море блещет под солнцем — таков эмоциональный модус сочинения, которое, пожалуй, стоит сравнить с современной перверсией «Моря» Дебюсси. Для финала концерта Дмитрий Лисс избрал пьесу «Остров, полный шумов» греческо-канадского автора Христоса Хациса, в основу которого положена «Буря» Шекспира.
На концерте-закрытии 16 октября в исполнении УАФО прозвучит новый симфонический опус маститого японского композитора Тосио Хосокава под названием Fluss («Река»). В дополнение к нему, в программу поставлены еще два сочинения на «речную» тему: мрачный «Стикс» Гии Канчели с солирующим альтом и безмятежно-лучезарная «Влтава» Сметаны.
Мировая премьера Fluss’а состоялась осенью 2014 года; российская пройдет на фестивале. Сочинение написано специально к юбилею Ардитти-квартета, специализирующегося на эталонном исполнении самой сложной и эзотерической современной музыки. Достаточно упомянуть, что для квартета писали такие авторы, как Вольфганг Рим и Сальваторе Шаррино. Квартет будет участвовать в исполнении Fluss как солист: един в четырех лицах.

ОТ РЕСПИГИ ДО РОМИТЕЛЛИ

Сенсацией обещает стать концерт Оркестра итальянского радио (Orchestra sinfonica nazionale della RAI) под управлением Марко Анджиуса. В редко звучащем, но изумительно красивом по музыке Грегорианском концерте для скрипки и оркестра Отторино Респиги сольную партию сыграет Йосеф Шпачек.
Программа «итальянского концерта» сплошь составлена из сюрпризов и интригующих сочинений. The Dead City Radio — таинственный опус Фаусто Ромителли, полный шорохов, и шумов, никогда ранее не исполнялся в России. Между тем, Ромителли — важная композиторская фигура, он считается безусловным гением, во многом определившим ландшафт итальянской музыки ХХ века. К сожалению, практически весь корпус сочинений Ромителли для России — это типичная terra incognita. Лишь в последние год два его стали открывать российские музыканты.
Ретроспективу итальянской музыки ХХ века продолжит «Композиция №1» Бруно Мадерны, также никогда не исполнявшаяся в России.
А двумя днями ранее, 14 октября, «Ардитти-квартет» представит в камерной программе свои главные репертуарные «фишки», которые, собственно, и прославили квартет: Tetras Янниса Ксенакиса, струнные квартеты Бартока и Лигети, «Молчаливые цветы» Хосокавы и струнную миниатюру Susma («Не умолкай») молодого турецкого композитора, лауреата фонда Siemens Зейнеп Гедизлиоглу.
Камерный дискурс на фестивале дополнит еще одна мировая премьера: новое сочинение екатеринбургского композитора Ольги Викторовой «Река Давида» для сопрано, чтеца и камерного ансамбля прозвучит 9 октября. Это музыкально-поэтическая композиция, в которой библейские тексты (псалмы Давида), преломленные сквозь призму поэзии польского поэта XVI века Яна Кохановского, положенные на музыку Миколаем Гомулкой в 1580 году, получат авторское осмысление Викторовой и будут исполнены польскими и российскими музыкантами.

АЗИАТСКИЕ ФЛЮИДЫ

Впрочем, средиземноморским дискурсом содержание фестивальной афиши отнюдь не исчерпывается. Продолжая репертуарную линию, начало которой было положено на предыдущих фестивалях, Свердловская филармония вновь включила в программу выступления китайского оркестра. На сей раз в Екатеринбург приедет Молодежный симфонический оркестр Гонконга; он выступит 12 октября со вполне традиционной программой, центральным эпизодом которой станет симфония Дворжака. А 15 октября Молодежный оркестр Гонконга и Уральский молодежный симфонический оркестр объединятся, чтобы представить публике выступление международного оркестра, как нельзя лучше иллюстрирующего музыкальный диалог на границе Европы и Азии.

Гюляра Садых-заде,
программный директор фестиваля

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>