Миссия

Гюляра Садых-заде

Расширение и углубление творческих контактов музыкантов Азии и Европы, встреча Orient и Occident в пространстве академической музыки — такова миссия Международного музыкального фестиваля «Евразия», основанного и проводимого Свердловской государственной филармонией.

Культурные взаимовлияния двух континентов весьма разносторонни и разветвлены; диалог музыкальных культур Запада и Востока протекает столь оживленно, что идея провести музыкальный фестиваль, в программе которого отрефлексирована история этих захватывающих взаимоотношений, буквально, витает в воздухе.

И где еще проводить подобный фестиваль, как не в Екатеринбурге, городе, стоящем на границе двух континентов, Азии и Европы? С одной стороны — неисчислимые богатства Индии, Китая и Японии, Ближнего и Дальнего Востока, с другой — огромный корпус многовековой западноевропейской и русской музыкальных традиций.

Стоит вспомнить, в этой связи, что первые европейские профессиональные инструменты были сделаны на основе арабских. Что первые ростки светской музыки в Европу принесли трубадуры и менестрели, вернувшиеся из крестовых походов в Палестину. Наслушавшись перлов восточной поэзии, насладившись негой томительных восточных мелодий, они создали новые для Европы песенно-танцевальные жанры, исполняли их при дворах средневековых европейских монархов на видоизмененных таре и уде.

vostok-i-zapad-sblizhayutsyavostok_i_zapad -2

Русские композиторы — Глинка, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Рахманинов — создали музыку русского ориентализма, в которой пышным цветом цвели арабские, персидские, турецкие аллюзии: особое, пряное слышание музыкального Востока в их произведениях, впрочем, на Западе воспринималось, как типично русский стиль.

Адаптация в композиторском творчестве восточной музыки в России, которая испытала влияние музыкальных традиций Закавказья и своих среднеазиатских колоний, и на Западе, увлекшимся искусством Японии и Китая, в XIX веке было различным. Возникновением стиля «шинуазери» французская музыка обязана моде на все китайское: мимо этого увлечения не прошли и импрессионисты — Дебюсси и Равель.

Восток на протяжении четырех веков влиял на развитие западноевропейской музыки: обратное же влияние стало проявляться лишь с конца XIX века, когда Восток перестал быть герметичным. Так, с возникновением союзных республик, стали насаждаться профессиональные композиторские школы в Закавказье и Средней Азии. После Второй мировой войны был окончательно преодолен герметизм японской культуры, которая широко распахнулась навстречу европейской музыке. Азия, увлекшаяся классической музыкой в новейшее историческое время, переживает сейчас, поистине, бум классического исполнительства. Азиатские музыканты — из Южной Кореи, Китая и Японии — занимают первые места на престижных международных конкурсах. Европейский рынок полон новоиспеченными виртуозами поколения девяностых-нулевых. Все это богатство нужно как-то осваивать и узнавать. И этой цели тоже как нельзя лучше служит фестиваль «Евразия».

Концепцию фестиваля можно сформулировать так: «Упрочение, укрупнение и выявление культурных связей и влияний двух континентов, исследование встречных культурных потоков идущих из Азии и Европы, их контаминация и синтез в пространстве русской музыкальной традиции». Для того, чтобы стимулировать процессы культурного обогащения, фестиваль заказывает новые симфонические сочинения трем композиторам — из Азии, России и Европы. Как известно, музыка — лучший коммуникатор. Она идеально служит взаимному узнаванию и пониманию различных культур, народов и наций. Решению этой, поистине грандиозной гуманитарной задачи и посвящен фестиваль «Евразия».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>